Пятница, 19.04.2024, 22:30
Приветствую Вас Гость | RSS
меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование мышления у детей с недостатками слуха

  Продолжайте  учить  детей классифицировать  предметы: 

 «Животные  и  фрукты».  Задача заключается  в  том,  чтобы  ребёнок  сам  понял  принцип,  по  которому  раскладываются предметы. Поэтому ребенку  не  нужно давать никаких объяснений. Перед ребенком ставится корзин­ка и строится загон для животных. В загон взрослый ставит одну игрушку – животное, в корзинку кладет яблоко, или грушу, или лимон и т.п. Перед ребенком кладут вперемежку несколько игрушек-животных и несколько  фруктов. Предлагают их разложить. Если ребенок держит в руках предмет (например, лошадку) и вопросительно смотрит на взрослого, не решаясь действовать, взрослый должен отвернуться или опустить глаза, что бы ребенок начал думать самостоятельно». После того, как ребенок положит  игрушку, взрослый смотрит и говорит ("верно" или неверно"). В случае ошибки, взрослый сам перекладывает игрушку в нужное  место,  не  говоря  ребёнку  и  ничего  не  объясняя. Ребенок самостоятельно кладет следующий предмет. Никакой реакции до того, как ребенок закончит действие! Иначе вы приучаете его вместо того, чтобы думать, ждать вашей реакции.

Целое и рваное. Возьмите  одинаковые предметы (попарно) - один целый, другой - рваный или сломанный. Например, целые штанишки и рваные; целый лист бумаги и рваный; целую лопатку и сломанную, целую машинку и машинку без колес и т.п. На столе в двух разных местах положить, например, целую куклу и куклу с оторванной ногой. Предложите ребенку разложить предметы, лежащие на столе, на две кучки, подкладывая их к предметам-образцам. Действовать так же, как описано выше, не кивать и не качать отрицательно головой, пока ребенок думает. По окончании раскладывания подложить к группам предметов целых табличку "хорошо", к группам рваных и поломанных - табличку "плохо".

Посуда - одежда.  Ребенок раскладывает предметы в шкаф, в буфет.  Потом разложите на столе в двух концах картинки с изображением, например, чашки и платья. Объясните ребенку, что другие картинки, кото­рые вы будете ему подавать, нужно подложить либо к платью, либо к чашке. После того, как ребенок разложит картинки, подложи­те таблички "посуда", "одежда".

"Сделай тележку" (машину). Играя с ребенком, вы предлагаете ему покатать кукол или мишку в машине (тележке). Тележка или машина сначала едет хорошо. Потом вы незаметно для ребенка снимаете колеса так, чтобы машина или тележка покренилась и перестала двигаться. Ребенок должен найти причину остановки (жестом показать, что нет колеса). Тогда вы подаете ему коробочку, в которой лежать несколько предме­тов - пуговица круглая, размером с колесо тележки или машины, коле­со, которое вы сняли, какая-нибудь колкая вещь. Ребенок должен выб­рать колесо и починить тележку или машину. Не спешите приходить ему на помощь! Если он выберет, скажем, не колесо, а пуговицу, не говорите ему, что это неверно. Пусть попробует приладить пуговицу к маши­не. Помочь нужно только в критическую минуту, когда вы видите, что ребенок не находит выхода и собирается бросить дело. Когда это зада­ние будет дано вторично, помогать не нужно совсем.

"Долей воды"Берется прозрачная посуда с водой (банка). В воде плавает пластмассовая утка. Банка накрывается крышкой с отверстием, в которое может пройти голова утки. Рядом стоит кувшин или банка с водой. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что в кувшине вода. Уровень воды в банке, где плавает утка, такой, что голова утки не достает до крышки и не может просунуться в отверстие. Взрослый пока­зывает, что утка там и "зовет" ее наружу. Он приподнимает утку, просовывает ее голову наружу и показывает ребенку, что утка смотрит на него, а потом опускает назад в воду и делает огорченный вид. Взрослый просит ребенка сделать так, чтобы утка выглянула и больше не па­дала, чтобы ее не нужно было держать. Ребенок должен догадаться до­лить воды в банку.  Если он этого не делает, банка убирается, а выход из положения ребенку не показывают. Возвращаются к этому заданию не ранее, чем через месяц, и снова добиваются от ребенка самостоятельно­го решения.

«Что  лишнее?» Дайте картинки с изображением 4-х предметов, из которых 3 относятся к одной группе и один – к  другой. Например, берутся следующие группы предметов:  корова, собака,  кошка, цветок;  кукла,  мишка,  юла,  яблоко.

Взрослый кладет перед ребенком 4 картинки и задает вопрос: "Что лишнее?" (в устной или письменной форме). В первый раз это будет корова, собака, кошка, цветок. Задав вопрос, взрослый внимательно смотрит на картинки и говорит; корова – верно, собака – верно, кошка – верно, цветок – неверно. Лишнюю картинку откладывает в сторону. Никаких объяснений он ребенку не дает. После этого он  вкладывает те же картинки, но в другом порядке: кошка, цветок, собака, корова и вместе с ребенком снова выкидывает  лишнюю картинку. Не следует объяснять ребенку, что корова, кошка, собака – животные, а цве­ток - нет.

На следующем занятии ребенку даются другие 4 картинки. Взрослый в выборе не участвует. Ребенок должен сам выделить "лишнюю" картинку и отложить ее в сторону. Во время работы ребенка с картинкой не нуж­но торопить его, поддерживать или порицать. Нужно добиваться того, чтобы ребенок в процессе работы не ориентировался на реакцию взросло­го, а рассуждай для себя. Если ребенок не справился с заданием, все нужно снова сделать, как в первый раз.

"Найди место кукле". Взрослый ставит по росту 5-6 матрешек. По­том просит другого взрослого закрыть глаза и берет из ряда одну мат­решку. Расстояние между матрешками подравнивает так, чтобы не было видно, откуда взята матрешка. Тот, кто закрывал глаза, по сигналу (стук по столу) открывает глаза, берёт  в руки матрешку, раздвигает ряд и ставит ее на место. После этого ребенок закрывает глаза и тоже получает матрешку, для которой он должен найти место в ряду. Никаких жестов, показывающих убывание и нарастание величины, а также слов «большой», «маленький» при этом не употреблять. Замечаний ребенку не делать. Если он поставил матрешку так как надо, похвалить. Если матрешка стоит не на месте, сначала спросить: "верно?" и подождать - мо­жет  быть ребенок сам найдет ошибку. Только после этого исправить.

"Одень куклу". Дайте ребенку картинку с изображением зимы. На картинке только природа, людей нет. Дайте картонную куклу и набор одежды к ней (одежда зимняя и летняя). Скажите, что кукла хочет гулять. Предложите ребенку одеть куклу. В следующий раз дайте картинку с изображением  лета. На третий раз дайте зиму и лето. Когда ребенок оденет куклу, спросить, куда она пойдет (попросить указать картинку).

СЧЁТ. Продолжайте решать с ребенком наглядные задания, в которых ребенок либо приносит и раскладывает указанные в тексте задачи предметы, либо заменяет их палочками или фишками. Например, вы говорите ребенку: мама купила Вове 2 конфеты (Вова, возьми конфеты). Вова при­носит конфеты с другого стола или из буфета. Папа купил еще две кон­феты (Вова, принеси еще 2 конфеты). Ребенок кладет на стол 2 конфеты и соединяет их вместе. Взрослый спрашивает: "Сколько стало конфет?" Ребенок пересчитывает конфеты и говорит итог: "Стало 4 конфеты", или просто "4 конфеты". В другой раз он может  приложить  к конфетам цифру 4.

Таким же образом происходит и вычитание. Когда ребенок научится хорошо решать такие наглядные задачи, перед ним кладутся палочки и даётся  уже знакомая задача. Например, у Тани было 3 яблока (взрослый показывает на палочки и говорит "возьми"). Помогает ребенку взять 3 палочки. Таня съела 1 яблоко (помогает ребенку отложить 1 палочку). Сколько яблок осталось у Тани? Вместе с ребенком пересчитывает палочки  и говорит: "2 яблока". В дальнейшем ребенок начинает решать задачи без по­мощи взрослого самостоятельно.

Не  следует  давать  ребёнку  счёта  без  предметов.  Если  ребёнок  умеет  считать  по порядку  (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10),  это  совсем  не  значит,  что  он  понимает, что  стоит за  каждой  цифрой.  Такой пересчёт  нужно  делать  тоже  на  предметах.  Можно  начать учить  ребёнка  раскладывать  цифровой  ряд   слева  направо.  Для  этого  сначала  класть предметы  мелкими  группами  (лучше  всего  мелкую  мозаику)  и   снизу  подкладывать цифры. Потом  выложить  цифровой  ряд  и  предлагать  ребёнку  поднимать  такое  количество палочек,  которое  соответствует  цифре.  

 

 

 

меню
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей