В МДОУ «Снегурочка» в образовательный процесс внедряются проекты «Земля русская», «Родительский дом» с духовно-нравственным компонентом образования.
проект «Земля Русская»
Актуальность проекта:
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присуще душе нашей силы могли получить развитие»,- писал известный русский религиозный философ В.В.Зеньковский.
Цель проекта:
Обогащать опыт детей о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа.
Задачи:
1.Расширять и углублять представление о Родине – России – как месте, где человек родился, живет, славу и богатство которой должен беречь и приумножать.
2.Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, сказок, рассказов об исторических событиях нашей Родины.
3. Приобщать к истокам народной культуры.
4. Расширять представление о народной русской одежде (деталях костюма, материалах, технике изготовления, способах украшения).
5. Формировать и углублять знания детей о русском фольклоре.
6. Заучивать наизусть лучших образцов русской и классической поэзии и фольклора.
7.Формировать навыки культуры речевого общения.
8.Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
9. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции русского народа: трудолюбие, доброту, сострадание, взаимовыручку, гостеприимство.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.
Ценность проекта:
- Создание особого психологического пространства развития детей, интересного и понятного им, в котором происходят процессы самопонимания, самоопределения, смыслообразования.
- Участие ребенка в проекте в соответствии с его способностями и интересами.
- Вовлечение родителей в процесс проекта.
- Ребенок получает не только знания, но и развивается творчески.
Подготовительный этап:
1.Определения педагогом темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2.Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Основной этап реализации проекта:
1.Участие родителей в проектной деятельности:
1.Участие в подборе информации (иллюстраций, книг) по теме проекта, предметов быта, познавательного материала.
2. Участие в совместных праздниках, развлечениях.
Завершающий этап:
Вечер при свечах совместно с родителями детей:
Ответы на вопросы викторины;
Драматизация отрывков из русских народных сказок;
Чтение стихов А.С.Пушкина;
Конкурс народных пословиц, поговорок, примет, загадок, закличек;
Русские народные игры.
ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ»
Актуальность
Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально - нравственного опыта ребёнка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих, воспитывает у детей чувство любви и уважение к близким людям, гордость за свою семью.
Цель - формирование эстетических отношений к окружающему миру и приобщение детей к искусству; закрепление представления о родственных отношениях.
В эстетическом развитии ребенка значительная роль принадлежит произведениям изобразительного искусства и его собственной художественной деятельности. В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира; учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми; поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующим в жизни. Это особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Ещё К.Д.Ушинский обращал внимание взрослых на тот факт, что, если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление своего роста; так и ребёнок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития. И наше настоящее этому яркий пример. Поэтому так важно, что оставили своим потомкам прадеды наши, веками отбирая всё самое лучшее и передавая его из поколения в поколение. Чтобы не шагали они по земле нашей «Иванами, родства не помнящими, а жили, как прадеды, в ладу и согласии с природой-матушкой, себе на радость, другим на загляденье, да и чтоб перед потомками не совестно было».
С целью решения выявленных проблем мною разработан цикл занятий по развитию эстетических отношений детей старшего дошкольного возраста к окружающему миру и знакомству с изобразительным искусством « Родительский дом».
Задачи:
1.Развивать целенаправленную деятельность и созидательную активность детей:
— воспитывать у них положительное отношение к сотрудничеству со взрослым, а также к собственной деятельности и ее результату;
— способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его труда (рисунок, лепка) интересен другим (родителям, родным и близким) и необходим ему самому (для игры, в качестве подарка и т. п.);
— формировать у дошкольников позицию созидателя, испытывающего чувство гордости и удовлетворения результатами своей деятельности.
2. Содействовать накоплению детьми сенсорного опыта и обогащению их чувственных впечатлений:
— знакомить детей с произведениями изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура); формировать интерес к ним и умение проникаться теми чувствами, которые они несут.
3. Активизировать воображение и творческие возможности детей:
— развивать склонность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
— обогащать и расширять художественный опыт старших дошкольников, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую, декоративную трактовку образов; побуждать экспериментировать с цветом, формой.
Новизна
В цикле непосредственно образовательной деятельности систематизированы задачи, средства, методы, по привитию интереса к окружающей действительности и творчеству, воспитанию у детей уважения к своим близким. Отработана система подачи программных задач, с учётом принципов последовательности и постепенности. Важным моментом в развитии интереса к изобразительному искусству и способностью проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несёт в себе оно, является использование разных видов изо-деятельности ( лепка, рисование, где дети знакомятся с живописью, графикой, скульптурой ).
Методы и приемы:
•Эмоциональный настрой
•Художественное слово
•Педагогическая драматургия
•Игра
Используемые игры:
художественно - развивающие - «Палитра», «Злой и добрый волшебники", "Волшебные карточки", и др.;
дидактические - "Дорисуй картину", "Собери пейзаж", "Времена года", "Найди лишнее";
графические - "Пантомимика", "Рисование по точкам", "Симметрия" и др.
Предполагаемые результаты:
Для детей:
-Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
-Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и способы рисования.
-Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
Для педагогов:
-Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
-Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
-Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.