Воздействие музыки в игровой деятельности на
организм ребенка
Дети
подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче
усваивается ими через движение. И воображение ребенка, как об этом писал
Л.С.Выготский, имеет двигательный характер. Наиболее
продуктивным будет процесс воспитания, актуализирующий духовное развитие детей,
формирующий нравственно - этические установки по отношению к окружающему миру и
собственному здоровью посредством воздействия на эмоциональную сферу ребенка
через двигательную активность. Для
закрепления полученных знаний, умений и навыков целесообразно применять разные
виды музыкального движения. Оптимальное психолого-педагогическое средство,
которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей - это игра. В условиях
музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на
овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными
способностями. Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они
получают огромное удовлетворение от свободных и легких движений, от сочетания
музыки с пластикой своего тела и жестов. По мнению О.С. Газмана, в игре у детей
возникает 3 цели:
Таким
образом, складывается основной механизм игры (Хочу! Надо! Могу!) влияющий на
личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и
самоконтроля. Воздействие
музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех
аспектах. Первый
аспект - физиологический. Взаимосвязь
музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем,
формирует произвольность психических функций.
Второй
аспект – психологический. Музыка,
воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию
познавательных, психических, коммуникативных нарушений. Третий
аспект – педагогический. Посредством
музыки воспитывает способность этически воспринимать действительность и
приобретать социальный опыт для творческой жизнедеятельности. В
музыкальной игре дети осваивают средства художественной выразительности,
характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает
возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Медлительные
дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре
головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это
произведения подвижного, быстрого характера. Расторможенные
(гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего
возбужденное состояние коры головного мозга. Дистоническим
детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния
(от агрессии до атонии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера,
с одинаковым уровнем громкости звучания. Создавая
предпосылки для педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание
детей ан выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости
активизирует ребенка и сопровождает его в каждой игре. Педагогическая направленность
Формы проведения музыкальных игр Все игры
имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой
замысел, игровой материал, правила. По форме проведения игры подразделяются:
Каждой игре
предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала
проводится без музыки, а затем с сопровождением. Цель этих
упражнений – подготовить тело ребенка (руки, ноги, голову, кисти, пальцы) к
воспроизведению действия, разогреть мышцы. Обучение в игре и развитие
происходит постепенно. Можно
выделить три этапа работы над музыкальными играми: I этап –
создается мотивация игры, объяснение ее содержания, осваивается игровое
содержание; II этап –
формирование двигательных, речевых, вокальных навыков; III этап –
осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, проявляется
самостоятельность детей. Главным
средством музыкального воздействия на слуховые и двигательные анализаторы
является метроритм. Метроритмическая
единица – доля, соответствующая шагу, взмаху руки, повороту головы, наклону
корпуса, - вырабатывает в детском организме размеренность темпа движения, что
является положительным моментом и базисом в регуляции психических процессов. Следовательно,
можно сделать такой вывод: у ребенка развились положительные качества личности:
дети стали активны, инициативны, находчивы, решительны. Также развился и
познавательный интерес. Игры воспитали у детей правильное отношение к
окружающему миру. Следовательно, улучшилась память, выработалась устойчивость
произвольного внимания, повысилась творческая активность. Таким
образом, физиологические, психологические, педагогические аспекты
музыкально-игровой деятельности направленные на оздоровление и на обеспечение
полноценного эмоционально-психического комфорта стали основой развития
двигательных, речевых и вокальных навыков детей. Приложение Игра на развитие воображения и памяти физических
действий "Пьем чай” Методические пояснения Дети держат
перед собой раскрытую левую ладонь — "блюдце”, в правой руке держат
воображаемую чашку за ручку, соединив указательный и большой пальцы. У педагога
в руках воображаемый чайник, он обходит детей, наливает им "чай”, произносит
текст: "Как приятно выпить чай...” Цель игры: развивать память физических
действий, воображение, речь, мышление, закрепить имеющиеся у детей знания и
дать новую познавательную информацию о видах чая, его пользе и пр. Педагог: Все ли, деточки, вы сыты? Аль еще
чего хотите? Дети: Захотелось нам играть, Федю-медю
выбирать! Педагог: Сейчас мы с вами считалкой и
узнаем, кто у нас Федей-медей. Едет Федя на
медведе, Летает – не летает? Цель. Развивать умственные действия:
сравнение, сопоставление, анализ. Ход игры. Дети слушают шутливую песню и запоминают ее
содержание. По окончании музыки дети делятся на две подгруппы: одна будет
изображать то, что летает, и тех, кто летает; вторая — то, что не летает, и
тех, кто не летает. Полетели в
облака. Аист, Умка,
воробей, А за ними
бегемот, Воробьи Цель. Учить сопоставлять поэтический текст
с характером музыки. Ход игры. Дети слушают и запоминают два четверостишия о
воробьях. Воробей с
утра поет: Если холодно
— стоит, Прослушав
фортепианные пьесы "Воробьишкам холодно” Ж. Металлиди и "Воробьи на солнышке”
А. Вольфензона, дети называют стихи, соответствующие музыкальным произведениям. |