Вторник, 19.03.2024, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS
меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями слуха.

 

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Ведь формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, т.е. формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Нормальное развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальной  готовности ребёнка к школьному обучению, а её недостаточное развитие негативно сказывается в учебном процессе.

Что же такое моторика? Моторика – это движение. Она важна не только при своевременном речевом развитии, но  и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Учёными (И. М. Сеченовым, М. П. Денисовой, Н. А. Бернштейном и др.) доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Одновременно с учёными и психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка. Развитию движений кистей и пальцев рук детей дошкольного возраста с давних времён придавалось большое значение в педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой  и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Для детей, имеющих  нарушения слуха характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных играх, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ручному труду.

Таким образом, возможности освоения мира глухими детьми оказываются обеднёнными. Дети с недостаточно развитой моторикой часто чувствуют себя несостоятельными при выполнении заданий, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у таких детей, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

 Рекомендации по формированию сложнокоординированных движений у детей.

·         Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с того уровня упражнений, который будет получаться, и доставлять удовольствие.

·         Выполнение упражнений должно быть регулярным.

·         Занятия должны быть только совместными. Это определяется необходимостью точного выполнения движений, в противном случае результат не будет достигнут.

·         Время выполнения упражнений не может быть долгим, так внимание и интерес ребёнка быстро иссякают. Для начала это 3-5 минут, затем можно увеличить длительность, включая игры в другие развивающие занятия.

·         Нужно соблюдать комфортный для ребёнка темп выполнения.

·         Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.

·         Ребёнку всегда предлагается инструкция и показ взрослого. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

·         Повторение инструкции, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

 К нам в садик поступают дети, которые в основном не развивали мелкую моторику. У неслышащих детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, с трудом берут карандаш, кисточку. К 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.  Поэтому  мы в своей педагогической практике большое внимание уделяем развитию мелкой моторики  сразу после поступления ребёнка в детский сад. Прежде всего, создаём условия для различных действий с предметами: схватывание, ощупывание, бросание, это всё побуждает детей выполнять различные ручные движения: втыкание, нанизывание, продевание, растёгивание, застёгивание, а также к развитию элементарных игровых действий с сюжетными игрушками.

Детям очень нравятся пальчиковые игры, которые в основном проводим в блоке совместной деятельности. Пальчиковые игры это культурное наследие немецкого народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Поэтому на первых порах мы стараемся развить ручную умелость, для этого мы:

-сжимаем и разжимаем кулачки

-катаем по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики

-наматываем  и разматываем клубки ниток

-машем пальцами в воздухе

-кистями рук делаем «фонарики»

-зашнуриваем шнурки (так как может ребёнок сам)

-складываем пирамидки, матрёшки

-сжимаем все пальцы в щепотку и раскрываем

-рисуем в воздухе

Затем переходим к различным играм связанных с развитием мелкой моторики рук.

На начальном этапе достаточно заниматься по 5-7 мин, затем столько, сколько дети пожелают сами. Упражнения нужно от раза к разу усложнять, чтобы  движения пальцев набирали силу, согласованность, уверенность и точность. Когда у детей появятся любимые упражнения, они начнут выполнять по желанию и  самостоятельно. Желательно упражнения делать без предметов, т.к.  у малышей ещё не сформировано внимание, устойчивость.  Упражнения с младшими дошкольниками с нарушенным слухом необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой затем другой, а в завершение – двумя руками вместе. Указания и показ ребёнку должны быть спокойными, доброжелательными и чёткими.

Также оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной, активности предлагается для переключения с одного вида деятельности на другой, повышает работоспособность, снимает нагрузки, связанные с утомлением и малоподвижностью.

Сочетание пальчиковых  упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальчиковой моторики в физкультминутки, на занятиях, а также 2-3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи. Это позволяет:

  1. Регулярно опосредовано стимулировать действия речевых зон коры головного мозга.
  2. Совершенствовать внимание и память.
  3. Облегчить будущим школьникам усвоения навыков письма.

Например: Ак-ак-ак, вырос в поле мак, Ук-ук-ук, вот ползёт паук.

Убегаем от паука домой, а там висит «Замок» (упражнение для развития мелкой моторики).

В нашем дошкольном учреждении по возможности в группах мы создаём разнообразные условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятии, в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

Начиная со старшей группы  для развития ручной умелости, детского творчества мы используем различные виды инсценирования. Спектакли игры, напоминающие театральные представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. В каждой  группе сделан пальчиковый театр, персонажи которого показывают небольшие игры - инсценировки, проводимые в форме диалога: «Маша и медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. В театре теней особенно чётко просматривается контуры персонажей, характер их поведения, движения. Сначала исполнителями были мы взрослые, посмотрев, дети непременно захотели попробовать роль актёров. Разучили с ними как можно получить, изображение птиц, животных, и др. персонажей путём складывания определённым образом пальцев. Получалось не у всех детей сразу, но путём кропотливого труда добиваемся результата, т.к. каждому хочется  хоть какую-нибудь фигуру показать. Оборудование самое простое: стена или экран и настольная лампа (источник света). У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.   

Игры для развития мелкой моторики рук.

В младшей возрастной группе упражнения используются самые простые игры:

«Бирюльки»- в этой  игре ребёнок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку.

Ребёнок сидит за столом, перед ним прозрачный сосуд (коробочка), справа лежат мелкие предметы (пуговицы, бусинки, фишки). Ребёнок должен, держа сосуд (коробочку) левой рукой, правой бросать в него предметы. Затем фишки высыпаются на стол, и  ребёнок действует левой рукой.

 «Забей мяч в ворота»- Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола- «ворота». Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоём, играющие находятся по разные стороны стола, а ворота находятся по середине.

 «Шаловливый котёнок»- Заранее разматывается клубок ниток. Сначала правой, а затем левой рукой нужно смотать клубок.

«По кочкам через болото»- На столе рассыпают мелкие камешки – «кочки». Зажав в щепотку 1, 3, 5, пальцы одной руки, ребёнок шагает указательным и безымянным «по кочкам» с одного края стола к другому, «выбираясь из болота». Следить, чтобы на весу всегда был только один палец. «Кочки» можно рисовать на бумаге.

«Вязание» - На обеих руках приготовить большие и указательные пальцы, остальные прижать к ладони. Пальцы левой руки неподвижны, «вяжут» только два пальца на правой руке: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой руки, второй палец - на весу. Затем указательный палец правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнение левой рукой.

«Шнуровка» - Берётся большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определённой последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребёнок выполняет следующие задания:

  • Провести нитку через все отверстия по краю карточки;
  • Протянуть нитку в каждое второе отверстие;
  • Провести нитку только через дырочки, обведённые красным (чередуя красное и синее и т.д);
  • Выполнить «обмётку через край»;
  • В центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

«Домик» - Руки направлены вверх. Большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням. Основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются. Мизинец правой руки встаёт вертикально – «труба».

«Слоник» - Правая рука встаёт на выпрямленную левую ладонь; указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой и мизинец – задние ноги, вытянутый средний палец – хобот.

«Цепочка» - Сцепляются колечки, образованные сомкнутыми большими пальцами и мизинцами правой и левой рук.

«Тяни - толкай» - Руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются так, чтобы средний и безымянный пальцы нижней руки были направлены вверх, а те же пальцы верхней руки – вниз.

«Барабанщик» - Положить руки на стол, кисть приподнята. Взрослый отстукивает пальцем по столу определённый ритм. Ребёнок должен повторить этот ритмичный рисунок поочерёдно каждым пальцем. Кисть руки при этом неподвижна.

Развитие мелкой моторики рук способствуют также следующие занятия:

- изготовление бус;

- собирание пирамидок, матрёшек, мозаики;

- работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков разной величины;

- лепка;

- аппликация;

- обведение лекал с последующей их штриховкой;

- игра с наборами мелких фигурок (бирюлек) для тактильного восприятия;

- работа с прописями, раскрасками.

 *   *   *

Пароход плывёт по речке

И пыхтит он, словно печка.

(Обе ладони поставлены ребром, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.)

*   *   *

Бабушка очки надела 

И внучонка разглядела 

(Большой палец правой и левой руки, вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.) 

*   *   *

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья

(Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй охватить весь кулачок.)

*   *   *

Пошли два братца 

Вместе прогуляться, 

Ну а старший – не гулял,

Очень громко их позвал. 

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

(Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть сначала мизинец и безымянный, затем – средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» кашей.)

Детям старшего дошкольного  возраста  можно давать упражнения посложнее.

«Колечки»

Нужно собрать пальцы в колечки, смыкая большие пальцы поочерёдно с указательным, средним, мизинцами, а затем продолжая движения в противоположном направлении.

«Обратные колечки»

Левая рука смыкает указательный и большой пальцы, правая –большой и мизинец. В такт счёту левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения: левая рука смыкает большой палец поочерёдно со средним, безымянным и мизинцем, а правая соответственно с безымянным, средним и указательным. Затем следуют движения в противоположном направлении.

В старшем дошкольном возрасте  предложить  детям счётные палочки. В группах имеются счётный материал из палочек, дети из них выполняют разные фигурки. Этот материал мы используем как часть занятия по математике, конструированию, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время. При составлении фигурок ставятся различные задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев
  • сосчитать палочки, из которых выполняются фигуры
  • если фигура сделана из разноцветных палочек, то предлагается сосчитать палочки каждого цвета
  • сосчитать геометрические фигуры, изображающие предмет
  • сосчитать уголки, входящие в фигуру
  • самому придумать и сложить фигуру

«Составление фигурок из счётных палочек»

Ребёнка просят выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти, и, наконец, самостоятельно, по представлению, фигуры и предметы (например, квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, очко, юбочка, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, бабочка, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, брюки, мост, танк, лопата, пароход, грибок, снежинка, самолёт, телевизор, часы, стол, стул, кровать).

К пяти годам выполняют задания, требующие достаточной точности, этим детям можно дать и ножницы (ножницы играют большую роль в развитии ручной умелости):

-вырезывание различных фигурок, картин, геометрических фигур, полоски разной величины;

-разные виды плетений из бумаги;

-нанизывание  бусин (ягод, семян) на нитку.

Особое внимание мы уделяем иголке и работе с ней. Учимся шить швы: шов «вперёд иголка», «строчка», «через край». Все швы дети сначала проделывают в воздухе, т.е. имитируют соответствующее движение руки, а затем переходят на практику, а также учатся пришивать пуговицы. Практика показывает, что все эти виды работ способствуют дальнейшему обучению письму. Если у ребёнка хорошо развита моторика пальцев, то у него красивый, чёткий почерк. 

Так же для развития мелкой моторики можно использовать различные упражнения с бумагой: складывать и разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать, мять.

Не слышащим детям старшего дошкольного возраста мы предлагаем выполнить задания по оригами: делать из бумаги кошельки, цветы, птиц, пароходы, лодочки, пилотки и другие предметы. Можно также предложить ребёнку продолжить нарисовать незаконченные узоры.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушением речи, я добилась определенных результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки  постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи(так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Многолетняя практика показала, что вся проводимая работа повышает работоспособность не слышащих детей на занятиях, снимает нагрузку, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении навыков, совершенствовании зрительного восприятия, развития наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, мелкой моторики и координации движений руки, освоении основных графических навыков. И к моменту поступления в школу у детей в достаточной мере развита мускулатура пальцев рук.

 

Литература:

Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс»2001

Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста.  Москва – Воронеж, 2001

Светлова. И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.  М., «Омса-Пресс», 2001.

 
   

 

 

меню
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей