Советы и методические рекомендации родителям
по развитию моторики пальцев рук детей
Для развития мелкой моторики пальцев рук детей используйте:
- Рисование, лепку, конструирование, аппликацию, вышивание и др.
- Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
- Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.
- Пальчиковый театр.
- Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов).
Родителям детей до 3 лет рекомендуется применять:
— поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
— упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
— перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
— пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Например:
— Сорока, сорока,
Где была? Далеко!
Кашку варила, Водить по ладони ребенка пальцем —
На стол становила, «варить кашку», чередуя поглаживающие
На крыльцо скакала, и «скачущие» движения.
Гостей поджидала.
Этому кашки, Сгибать каждый палец ребенка,
Этому бражки, начиная с большого,
Этому калины,
Этому малины,
А этому — шишок, Не сгибать мизинец ребенка, слегка
Шишок под носок! массировать («чтобы он быстрее
Он мальчик мал, рос»),
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашку ему не дадим!
Шуг-шуг! Полетели, Поднимать вверх руки ребенка и
На головку сели, класть их на голову, слегка
Песенки запели! поглаживая.
Дети 3—7 лет для развития ручной умелости должны:
— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
— запускать пальцами мелкие «волчки»;
— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки; сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся»);
—делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
—барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
— махать в воздухе только пальцами;
— собирать все пальцы в щепотку;
— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
— завязывать узелки на шнурке, веревке;
— застегивать (расстегивать) пуговицы;
— играть с конструктором, мозаикой;
— складывать матрешки;
— рисовать в воздухе;
— мять руками поролоновые шарики, губки;
— рисовать, раскрашивать, штриховать;
— резать (вырезать) ножницами;
— плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
— шить, вышивать, вязать;
— выполнять аппликации.