Суббота, 20.04.2024, 12:54
Приветствую Вас Гость | RSS
меню
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Игры-упражнения на развитие фонематического слуха

«Можно есть»

Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.

 

·       Картошка. Ложка. Окрошка.

·       Апельсин. Блин. Мандарин.

·       Конфета. Котлета. Ракета.

·       Миска. Сосиска. Ириска.

·       Банан. Диван. Барабан.

·       Мёд. Компот. Плот.

·       Лимон. Вагон. Бульон.

·       Сало. Залы. Хала.

·       Пироги. Сапоги. Утюги.

·       Калач. Кулич. Циркач.

·       Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

·       Пирожок. Творожок. Горшок.

·       Пломбир. Кефир. Сыр.

·       Суп. Зуб. Дуб.

·       Салат. Халат. Мармелад.

·       Жакет. Букет. Пакет.

·       Кабачок. Крючок. Значок.

·       Ананас. Квас. Контрабас.

·       Торты. Шорты. Корты.

·       Солянка. Полянка. Склянка.

·       Булочка. Будочка. Дудочка.

«Будь внимателен»

Цель: различение правильно и дефектно произнесенного звука

Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, квекта и т.д.

«Покажи»

Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

Ход игры: Ребенок смотрит на картинку и показывает геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на название форм, но и на их количество, цвет, величину, а так же на наличие слова-команды.

·       Покажи все зеленые квадраты.

·       А где синие треугольники?

·       Покажи красный овал.

·       А синий прямоугольник?

·       Где желтый круг?

·       Покажи желтый круг и красный квадрат.

·       А где фигуры без углов?

·       Покажи все прямоугольники.

·       Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата.

·       Покажи большой красный и маленький зеленый круги.

·       А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника?

·       Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие?

«Восстанови пропущенное слово»

Цель: развитие слухоречевой памяти

Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку.

«Какой звук есть во всех словах?»

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

«Поймай звук»

Цель: выделить звук на фоне слова.

Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан».

«Начало, середина, конец»

Цель: научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета.

Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н" - начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками.

Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.

«Различай и повторяй»

Цель: дифференциация звуков

Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Например:

«Повторяй за мной только звук с» - предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком с» - предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д.

«Повторяй за мной только слова со звуком с» - предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых – мягких, звонких-глухих, свистящих – шипящих, аффрикат и звуков входящих в их состав и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т.д.

«Какой отличается?»

Цель: научить дифференцировать слоги

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустическими далекими и акустическими близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

«Съедобное — несъедобное»

Цель: развитие речевого слуха —умения внимательно слушать слова; развитие мышления.

Оборудование: мячик.

Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» показать малышу продукты питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, — это съедобное и то, что нельзя есть, — это несъедобное. Такую подготовку удобно проводить дома на кухне — заглянуть в холодильник, в кухонные шкафы, во время еды. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит напротив ребенка.

Давай поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай: если я назвала съедобное то, что можно кушать, лови мяч. Если я назвала несъедобноето, что есть нельзя, не трогай мяч.

Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков. 

Развитие фонематического восприятия и формирование четких фонематических представлений, а так же навык звукового анализа и синтеза проводится в следующих направлениях:

●      научить различать голоса близких детей и взрослых;

●      научить распознавать по интонации и содержанию реплики взрослых;

●      запоминать и воспроизводить без ошибок ряд звуков, слогов, слов;

●      научить подбирать сходные по звучанию слова.

 

меню
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей