Игры-упражнения на развитие фонематического слуха «Можно есть» Цель: развитие слухового
внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. Ребенок внимательно слушает названия трех
объектов (близкие по звучанию слова). Ребенок вслед за взрослым повторяет
название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов
уточняется. ·
Картошка. Ложка. Окрошка. ·
Апельсин. Блин. Мандарин. ·
Конфета. Котлета. Ракета. ·
Миска. Сосиска. Ириска. ·
Банан. Диван. Барабан. ·
Мёд. Компот. Плот. ·
Лимон. Вагон. Бульон. ·
Сало. Залы. Хала. ·
Пироги. Сапоги. Утюги. ·
Калач. Кулич. Циркач. ·
Виноград. Мармелад. Фотоаппарат. ·
Пирожок. Творожок. Горшок. ·
Пломбир. Кефир. Сыр. ·
Суп. Зуб. Дуб. ·
Салат. Халат. Мармелад. ·
Жакет. Букет. Пакет. ·
Кабачок. Крючок. Значок. ·
Ананас. Квас. Контрабас. ·
Торты. Шорты. Корты. ·
Солянка. Полянка. Склянка. · Булочка. Будочка. Дудочка. «Будь внимателен» Цель: различение правильно
и дефектно произнесенного звука Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: Баман, паман, банан, ваван, даван, баван, ванан и т.д. Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т.д. Клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, квекта и т.д. «Покажи» Цель: развитие слухового внимания, слухового восприятия
и слуховой памяти. Ход игры: Ребенок смотрит на картинку и показывает
геометрические фигуры, названные взрослым, только тогда, когда услышит
слово-команду «ПОКАЖИ». Ребенку необходимо ориентироваться не только на
название форм, но и на их количество, цвет, величину, а так же на наличие
слова-команды. ·
Покажи все зеленые квадраты. ·
А где синие треугольники? ·
Покажи красный овал. ·
А синий прямоугольник? ·
Где желтый круг? ·
Покажи желтый круг и красный квадрат. ·
А где фигуры без углов? ·
Покажи все прямоугольники. ·
Покажи 2 красных круга и два зеленых квадрата. ·
Покажи большой красный и маленький зеленый круги. ·
А 2 синих прямоугольника и 3 желтых треугольника? · Где 2 большие красные фигуры и 3 зеленые маленькие? «Восстанови
пропущенное слово» Цель: развитие слухоречевой
памяти Ребенку зачитываются 5-7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова-теленок; близким по звучанию, например стол-стон); ребенок должен найти ошибку. «Какой звук есть во
всех словах?» Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные. «Поймай звук» Цель: выделить звук на фоне слова. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова «сова», «зонт», «лиса», «лес», «коза», «слон», «жук», «коса», «ёжик», «нос», «стакан». «Начало, середина,
конец» Цель: научить детей
распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета. Материал: коробка с различными маленькими предметами, в названии
которых слышится один из звуков (например, "м" - и тогда в коробке
лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части ("н"
- начало слова, "с" - середина, "к" - конец). По мере
усвоения игры предметы заменяются картинками. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "м": в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки. «Различай и
повторяй» Цель: дифференциация
звуков Логопед предлагает детям повторять за ним
только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова
с заданным звуком. Например: «Повторяй за мной только звук с» - предлагаемый
звукоряд: з, с, ш, с и т.д. «Повторяй за мной только слоги со звуком с» -
предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т.д. «Повторяй за мной только слова со звуком с» -
предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т.д. Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых – мягких, звонких-глухих, свистящих – шипящих, аффрикат и звуков входящих в их состав и т.д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т.д. «Какой отличается?» Цель: научить дифференцировать слоги При развитии у детей умения дифференцировать слоги,
различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений
серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустическими
далекими и акустическими близкими звуками. В упражнениях используются слоги
различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением
согласных. Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем. «Съедобное —
несъедобное» Цель: развитие речевого
слуха —умения внимательно слушать слова; развитие мышления. Оборудование: мячик. Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления
ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» показать малышу продукты
питания или блюда, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно
есть, — это съедобное и то, что нельзя есть, — это несъедобное. Такую
подготовку удобно проводить дома на кухне — заглянуть в холодильник, в кухонные
шкафы, во время еды. Игра проводится на полу или за столом, взрослый сидит
напротив ребенка. —Давай
поиграем в мяч. Я буду катить к тебе мяч и говорить разные слова. А ты
внимательно слушай: если я назвала съедобное — то, что можно кушать, — лови
мяч. Если я назвала несъедобное— то,
что есть нельзя, — не трогай мяч. Взрослый катит к ребенку мяч, называя: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «картошка», «книжка», «яблоко», «дерево», «печенье», «торт», «котлета», «ручка» и т.д. Ребенок должен внимательно слушать слова. В начале лучше проводить эту игру индивидуально в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно означает. Можно проводить такую игру в группе. В этом случае дети сидят напротив педагога. Взрослый отправляет мяч по очереди к каждому из детей. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто набрал больше очков. Развитие фонематического восприятия и
формирование четких фонематических представлений, а так же навык звукового
анализа и синтеза проводится в следующих направлениях: ●
научить различать голоса близких детей и взрослых; ●
научить распознавать по интонации и содержанию реплики
взрослых; ●
запоминать и воспроизводить без ошибок ряд звуков,
слогов, слов; ●
научить подбирать сходные по звучанию слова.
|