Игры-упражнения для
развития слухового внимания, восприятия и памяти
Развитие
слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает
формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на
звук, как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и
неживой природы. Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности
человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых
объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия
наиболее адекватного поведения во внешней среде. На слуховой основе базируется
восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической
стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности,
обогащает двигательную сферу. Особую роль слух имеет в восприятии речи.
Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и
взаимодействия между людьми. Формирование слухового восприятия устной речи
связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Начиная с
самого рождения ребёнка окружает множество звуков и он реагирует на них
врождёнными рефлексами, далее, по мере развития структур головного мозга, малыш
учится различать звуки в доме, на улице, тембр маминого и папиного голоса, а
также других взрослых, начинает сам гулить, а потом лепетать, тем самым также
развивая своё восприятие звуков речи. Выделяют
два направления по развитию слухового восприятия: непосредственное развитие
слухового восприятия и развитие фонематического восприятия. Слуховое
восприятие - это умение различать различные звуки окружающей действительности по их
основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу. Фонематическое
восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И
от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др. Развитие восприятия неречевых и речевых звуков
происходит параллельно, так же как и в жизни человек сталкивается с обилием
звуков и постепенно учится их дифференцировать. Развитие неречевого слуха проводится по
направлениям: ·
знакомство со звучащими игрушками; ·
обучение умению реагировать на начало и конец
звучания; ·
обучение различению на слух звучащих игрушек; ·
обучение различению на слух длительности звучаний; ·
обучение
различению на слух слитных и прерывистых звучаний; ·
обучение различению на слух темпа звучаний; ·
обучение различению на слух громкости звучаний; ·
обучение различению на слух высоты звучаний; ·
обучение различению на слух количества звучаний; ·
обучение различению на слух музыкальных ритмов; ·
обучение различению на слух голосов птиц и животных; ·
обучение определению направления источника звука.
|