Игры на развитие восприятия цвета
Познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений. К 2-4 годам дети уверенно и точно различают некоторые звуки, тембр голоса близких людей, различают некоторые вкусы и запахи, но особенно хорошо они обычно узнают цвета. Они часто знают названия некоторых из них.
Различать цвета детям значительно легче, чем их называть и даже чем отбирать цвета названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его оттенки, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он будет узнавать морковку, потому что она красная, сливу – потому что она зеленая. Только по оттенкам цвета человек определяет изображенное на картине время дня: утро или ночь; по цветовым оттенкам определяется свежесть листьев на деревьях или их увядание, приближение грозы или яркость солнечного дня.
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей 2-4 лет помогают не только настольно-печатные и словесные игры, но и “живые игрушки”, т.е. игрушки мобили, которые легко можно изготовить своими руками.
Мне хотелось бы представить игры и пособия, которые использую в своей работе и, которые учат ребенка различать предметы по цвету. В играх формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.
Разноцветный кубик
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей 2-3 лет.
На каждой грани кубика один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет.
Ребёнок рассматривает кубик. Откручивает и завинчивает крышки, вначале хаотично. Через некоторое время после нескольких занятий, ребёнок начинает ориентироваться и соотносить цвет на крышке с цветом на грани куба.
Дети выкладывают крышки “паровозиком” на стол и называют цвета “вагончиков”. После каждый из них находит нужное “окошко” и закрывает его.
Играть с кубиком, можно играть сразу 2-3 детям одновременно.
Разноцветные зонтики
Цель: развитие восприятия цвета у детей 3-6 лет. Детям нравится играть с цветными зонтиками. Они необычные, под ними нельзя укрыться от дождя, потому что они бумажные.
Во время развивающих занятий и психодиагностики у детей 3 лет я заметила, детям не нравятся цветные коврики. После чего я предложила им игры с разноцветными зонтиками и стала их использовать и во время психодиагностики трехлеток.
– Посмотри у мишки в лапе несколько разноцветных зонтиков. Назови их цвета.
Веселых птичек стайка. “Живая” игрушка
Цель: развитие восприятие цвета у детей 2-5 лет. Подвесные игрушки – самоделки, называются мобили, что означает подвижные, движущиеся игрушки.
Эти птицы нравятся как малышам 2-4 лет, так и старшим дошкольникам.
Дети рассматривают птиц и называют какого они цвета, какие у них крылышки и хвостики.
Игрушку можно использовать и в артикуляционных упражнениях. Попросить ребёнка подуть на птичку помочь ей взлететь. Каждый ребёнок выполняет это упражнение с огромным удовольствием. Дети с восхищением наблюдают за движением птиц.
Сказка о скворце
Во дворец
Влетел птенец.
Вырос из птенца Скворец.
Стало тесно
Во дворце.
Вот вся сказка
О скворце.
(Г.Р. Лагздынь)
Для любого из таких мобилей понадобится сделать каркас из картонного кольца или старого диска (или деревянных реечек), подвесные лески, и несколько одинаковых или разных фигурок – птичек, рыбок, бабочек, куколок и т.д.