Закрепление
звуков с помощью занимательных игр с су-джок терапией
Не
секрет в том, что одна из проблем логопеда-практика – автоматизация
поставленного звука и введение его в речь. Большая часть времени уходит
именно на это. Как правило, ребенок в свободной речи может употреблять
поставленный звук только после повторения этого слова от шестидесяти и более
раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова не
стимулирует к самостоятельному его употреблению. Одни и те же игры и картинки
быстро надоедают детям и хочется поиграть во что-то более интересное. Игра-
одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный
характер. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя
усваивают правильное произношение звуков. Игра - ведущая деятельность ребенка
дошкольного возраста, поэтому использование игры для автоматизации поставленных
звуков имеет важное значение в формировании навыка правильного произношения
звуков. В
данной игре мы успешно используем су-джок массажеры. Су-джок
терапия, обладая высокой безопасностью и простотой, является одной из
эффективных систем самооздоровления, существующей в настоящее время. На занятии
мы используем массажеры, массажные шарики, кольца, мячики в сочетании с
заданиями по коррекции звукопроизношения. Это способствует повышению физической
и умственной активности; позволяет значительно повысить эффективность занятий. Оборудование для игры: коробка от конфет, внутри вкладыш с круглыми ячейками ( от
10 до 20 штук); набор цветных картинок на закрепляемый звук на картонных
кружочках (по диаметру ячейки); шестигранный кубик с точками. При
подборе картинного материала для автоматизации поставленного звука необходимо
исключать речевой материал, содержащий другие нарушенные у ребенка звуки речи.
Поэтому необходим тщательный подбор картинного материала. Игроки
по очереди бросают кубик над коробкой так, чтобы он попал в одну из ячеек.
Затем называют изображенный предмет столько раз, сколько очков выпало на
кубике. При этом ребенок пальчиками перебирает по массажеру. Если назвал
слово без ошибок, он забирает картинку себе. Например,
при автоматизации звуков ш-ч можно использовать картинки с изображением
гномиков и предметов. Ребенок поочередно массирует массажным шариком каждый
палец, проговаривая пальчиковую игру:
Жили-были в домике
Маленькие гномики: Токи,
Пики, Лики, Чики,
Микки. Раз,
два, три, четыре, пять – Стали
гномики стирать: Токи-
рубашки, Пики –
платочки, Лики –
штанишки, Чики –
носочки. Микки
умница был, Всем
водичку носил. Предлагаем
следующие игры по развитию фонематического слуха с использованием ячеек и
картинок: 1. Определение количества слогов в слове, в
ячейку с которым попал кубик. Ребенок называет слог и берет по одному
массажному шарику из коробки, затем считает количество слогов. 2. Назвать первый звук в слове
или последний, в ячейку с которым попал кубик. Для характеристики звуков
используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. Ребенок
показывает соответствующий обозначению звука шарик. 3. Найди слово, похожее по звучанию. Здесь
выкладываются картинки, названия которых схожи по звучанию: мишка-мышка,
холка-полка, киска- миска, коза-коса, утка- дудка, дочка- почка и т.д.
Определяя пары, ребенок гадит массажный коврик. Можно поиграть
в игры по развитию речи, используя коробку с ячейками. В ячейки могут
выкладываться любые наборы картинок, соответствующие цели, которую
преследует взрослый. Например, при закреплении темы «Обувь» по развитию
речи в ячейки коробки выкладываются картинки с разной обувью. Проводится работа
по называнию предметов, выделение лишнего предмета. Или, при
закреплении темы «Домашние животные» в ячейки выкладываем картинки с
изображением домашних животных. Дети поочередно надевают массажные кольца на
каждый палец, проговаривая содержание пальчиковой гимнастики и отслеживая
глазами порядок называния животных по ячейкам: Есть у
курицы цыпленок, У гусыни
есть гусенок, У
индюшки – индюшонок, А у утки
есть утенок. У каждой
мамы малыши Все
красивы, хороши! Во время
проговаривания слов, ребенок катает маленький массажный шарик между ладошек. Игра «Что лишнее?» В ячейки выкладываются картинки по теме.
Ребенок, называя предметные картинки, должен определить лишнюю и
обосновать свой выбор. Игра «Мой, моя, мое, мои». Цель: закрепление притяжательных
местоимений. В ячейки выкладываются картинки на изучаемый звук. Ребенок
называет только те картинки, про которые можно сказать: мой. Аналогичная работа
проводится и с другими местоимениями: мое, моя или мои. Игра «Фотограф». В ячейки выкладываются картинки на
изучаемый звук. Взрослый просит назвать, запомнить эти картинки. Коробка с
картинками закрывается и ребенок должен назвать те картинки, которые запомнил.
Затем выясняется: какие картинки ребенок произнес неправильно или вообще
на назвал. Игра «Живое - неживое». В ячейках выложены картинки на изучаемый
звук. Взрослый просит ребенка назвать только те картинки, которые обозначают
живой предмет. Затем дается задание назвать только те картинки, которые
обозначают неживой предмет. Другой вариант использования массажеров
су-джок терапии. Игра «Угадай предмет по описанию». Взрослый выкладывает в ячейки картинки на
изучаемый звук и просит назвать их. Затем взрослый загадывает один
из предметов, а ребенок по описанию должен его узнать и назвать. Например,
огурец. Это овощ, зеленый, длинный. Описывая
предмет, изображенный на картинке в ячейке, взрослый катит массажный мячик по
столу ребенку. Ребенок, поймав ладонью массажер, откатывает его назад,
угадывая предмет. В дальнейшем
описание может составлять и сам ребенок, а другие дети отгадывать заданный
предмет. Аналогично
проводятся игры «Половинки», «Составь предложение», «Назови ласково», «Скажи
наоборот». Игра «Половинки». В ячейках выложены картинки с предметами на
изучаемый звук. Взрослый загадывает слово и просит его угадать. При этом он
произносит начало слова, а вторую половинку слова должен назвать ребенок.
Работа проводится с несколькими словами. Игра «Чего не стало?». Выкладываются в ячейки картинки с
предметами. Взрослый дает задание: произнеси названия изображенных
предметов на картинках. Теперь запомни их. Закрой глаза и определи, какой
картинки из предложенных не стало. Игра «Составь предложение». После произношения названий предметов
на картинках, предложенных в ячейках, логопед просит составить
предложение с одной или несколькими картинками. Проговаривая составленное
ребенком предложение, он гладит массажером по ладошке, выделяя каждое слово в
предложении. Это лишь
некоторые примеры использования су-джок терапии в универсальной игре. Так как
игра поможет не только в закреплении поставленных звуков, но и станет
помощником на занятии по развитию речи и в формировании фонематического слуха.
А сочетание речевого материала и самомассажа создает базу для быстрого перехода
на высокий уровень активности мышц и возможность для эффективной речевой работы
с ребенком. Желаю
успехов! |